Независимо от того, кто именно из кандидатов на пост президента США победит 3 ноября, следующему хозяину Белого дома по наследству достанется довольно сложная международная ситуация, пишет издание Тыждень.
«Мировой полицейский», которым немало лет были Соединенные Штаты, взял временный отпуск. Трудно сказать, заслуга ли это только транзакционной политики Дональда Трампа, который во всем пытается применять бизнес-подход с поиском собственной выгоды, или, возможно, тренд девальвации старых ценностей и глобального порядка, основанного на верховенстве права. Ведь популизм, нездоровый протекционизм и авторитаризм расправляет крылья по всей планете, независимо от того, присутствуют там США или нет. Отступив с ответственной должности, Штаты освобождают место другим желающим «навести порядок».
Дональд Трамп неоднократно заявлял о желании прекратить «бесконечные войны», имея в виду прежде всего Афганистан, а также Сирию и Ирак. Результатом стали решения о сокращении американского военного контингента на Ближнем Востоке (за недавними планами Пентагона в Афганистане должно остаться 4 тыс. бойцов вместо 8 тыс., а в Ираке — 3 тыс. вместо 5 тыс.), переговоры с «Талибаном» с довольно шатким прекращением огня для Афганистана. Но для Сирии такая политика означает официальное завершение борьбы с «ИГИЛ» (хотя ячейки группировки до сих пор есть), брошены на произвол судьбы демократическая оппозиция и курды. А еще своеобразный вакуум в политике в отношении этого региона, который радостно заполнили Турция, Иран и «известный Миротворец» Россия. Такой подход точно позволит сохранить жизни солдатам США, но вряд ли принесет настоящий мир на Ближний Восток и в долгосрочной перспективе значительно ухудшит имидж Америки. Зато для Кремля это возможность хотя бы частично вернуться в высшую лигу супердержав, которые решают судьбу мира, а также решить собственные экономические или военные вопросы.
Положительным результатом политики Трампа можно назвать ряд «сделок века», которые были недавно заключены между арабскими странами и Израилем при посредничестве США. Следует надеяться, что в случае переизбрания подход действующего президента к решению проблем региона не претерпит изменений. Вполне вероятно, что перечень стран, которые присоединятся к этим соглашениям, будет расти. В то же время Джо Байден в целом разделяет взгляды своего конкурента относительно необходимости вывода войск. Однако он подчеркивает важность держать ограниченные контингенты в основных «горячих точках», однако лишь для подготовки и обучения местных силовиков и связи с союзниками. Интересно различие в подходах к Ирану. За время своего пребывания у власти Трамп успел выйти из ядерной сделки (которой так и не удалось остановить иранскую ядерную программу), оказался в шаге от вооруженного конфликта с Тегераном и ужесточил санкции против иранского режима. Зато Байден считает, что это толкнуло Иран в объятия РФ и КНР, а для решения проблемы есть «более умные» методы (дипломатия и переговоры).
Несколько схожие взгляды у кандидатов и на отношения с Китаем. С начала своего президентства Трамп начал масштабную торговую войну против Поднебесной, объясняя это борьбой с импортозависимостью и поддержкой национальных производителей. Санкции вредили обеим сторонам, поэтому и Пекин, и Вашингтон периодически объявляли перемирия, которые каждая из сторон показывала как свою победу. Однако конкуренция между странами становится все более очевидной почти во всех сферах, от энергетики до телекоммуникаций, поэтому скорее всего следует ожидать продолжения этого противостояния, независимо от личности во главе Соединенных Штатов. Так, На днях Пекин объявил о санкциях против ряда американских компаний, в частности Lockheed Martin, Boeing и Raytheon, участвующих в контракте по продаже истребителей F-16 в Тайвань. И хотя Китай несколько надеется на определенное послабление в случае победы Байдена, однако это маловероятно. Сам Байден имеет довольно жесткие взгляды на Поднебесную, от Трампа его отличает разве то, что в своем противодействии он планирует опираться на консолидированное сообщество демократических государств. Стремление к коллективным действиям вместо единоличной игры, наверное, является основным отличием между Байденом и Трампом. Когда действующий президент несколько раз подвергал сомнению целесообразность существования НАТО и несколько запустил отношения с европейскими союзниками, бывший вице-президент настаивает на необходимости «восстановления и переосмысления партнерских отношений с членами Нато и ЕС. Впрочем, стоит признать, что Трамповая критика союзников по НАТО все же привела к положительным сдвигам: страны начали увеличивать свои оборонные расходы, приближаясь к принятому в Альянсе уровню 2% ВВП, продолжается модернизация войск.
Отношения с европейскими лидерами принесли меньше результатов. Эмманюэль Макрон с первых своих дней у власти очень старался наладить качественный персональный диалог с Трампом. Надежды, как писала тогда французская пресса, базировались на том, что большинству мировых лидеров по разным причинам не удавалось найти общий язык с новым американским президентом. Макрон делал ставку на свой индивидуальный шарм, но обаятельная улыбка в дипломатии далеко не всегда срабатывает, как волшебная палочка. По крайней мере не с Трампом. Американский лидер радушно соглашался поужинать с супругами Макрон на Эйфелевой башне, щедро угощал своего «друга Эмманюэля» в Вашингтоне, но в трех конфликтных вопросах франко-американских отношений — по климату, Ирану и коммерции — не отступил ни на шаг.
Во время саммита Большой семерки в Биарице Макрон провел с Трампом наедине два часа, надеясь убедить его смягчить позицию по иранской ядерной программе. Французская дипломатия подготовила «случайную» встречу в кулуарах с одним из высоких иранских чиновников, но Трамп к нему не подошел. В своих твитах он охотно называет Макрона «умным парнем», однако прислушиваться к нему не считает нужным. Вероятно, именно тщетные усилия в развитии франко-американского диалога подтолкнули в прошлом году Макрона к «новой российской политике«, с контроверсионной формулой»Европы от Лиссабона до Владивостока».
Обмен «любезностями» между Макроном и Трампом вокруг болезненной для европейцев темы НАТО только увеличил расстояние между Парижем и Вашингтоном. Проблема европейской безопасности обострится еще больше, если Трампа изберут во второй раз и он решит уменьшить участие своей страны в деятельности альянса. Франция надеется, что в случае смены власти в Вашингтоне Джо Байден восстановит американское присутствие в горячих точках планеты и вернется к привычному формату деятельности трансатлантического блока. Париж также надеется, что с президентом Байденом будет легче выйти на конструктивный диалог в отношении Ирана, а также можно будет надеяться на возвращение США к Парижской климатической соглашения. Кроме Макрона за время правления Дональда Трампа во всем мире накопился длинный перечень лидеров или организаций, которых американский лидер успел покритиковать или обидеть. Самая драматическая ситуация сложилась с северокорейским диктатором Ким Чен Ыном, которому Трамп сначала угрожал войной, а затем устроил роскошный саммит завершился пшиком. Он вышел из ряда международных договоренностей, таких как Транстихоокеанское партнерство, Парижское климатическое и иранское ядерное соглашения. Некоторые из этих соглашений впоследствии были подписаны заново, в интересах Америки, а не партнеров. США вышли из нескольких договоров в сфере контроля за вооружением с Россией, хотя этот шаг был вынужденным и вызван нарушениями со стороны Кремля. Взамен Байден обещает продлить договор New START (СНВ-3) и превратить его в пример для новых сделок в этой сфере.
Отношение к Кремлю тоже нельзя оценить однозначно. С одной стороны, Трампа обвиняют в связях с Россией: от финансовых сделок до победы на выборах в результате вмешательства кремлевских хакеров. Смахивает на то, что Трамп определенным образом симпатизирует стилю правления Владимира Путина и старается максимально избегать конкретных обвинений в сторону «той стороны». В то же время именно в правление Трампа, а не Барака Обамы, вице-президентом у которого был Джо Байден, были применены жесткие антироссийские санкции, хотя основная заслуга в этом принадлежит Конгрессу США. Также нынешний хозяин Белого дома любит кичиться тем, что именно он продал Украине летальное вооружение, зато его предшественник ограничился лишь легким экипировкой. В то же время оба кандидата, по крайней мере на словах, обещают защищаться от российских атак на американскую демократию. А также поддерживать Украину. Большинство международных экспертов соглашаются, что политика США в отношении Украины не претерпит значительных изменений. Так, бывшая советница Президента США в 2013-2017-м и заместитель министра обороны США в 2009-2012-м Селеста Волландер в ходе специального Киевского форума отметила, что «поддержка Украины является частью американской стратегии» и отвечает национальным интересам США, этому принципу привержены обе партии.