Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Хор Государственного университета Моргана, состоящий исключительно из чернокожих исполнителей, спел на русском языке первую часть «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова и сорвал овации в Карнеги-холл в субботу, передает корреспондент РИА Новости.
Выступление хора состоялось в рамках концерта в честь 150-летия со дня рождения русского композитора. Организатором концерта стал Фонд культурного обмена (The Cultural Exchange Foundation).
Как рассказал журналистам глава Фонда, главный дирижер Нью-Йоркской городской оперы Константин Орбелян, «150-летие Рахманинова не может пройти незамеченным». «»Я это организовал. Позвал потрясающих молодых артистов. Все влюблены в музыку Сергея Васильевича. Хотел показать, насколько культура Америки пропитана музыкой Рахманинова. Сюда относится фильм с Мерлин Монро «Зуд седьмого года», Синатра пел песни, во многих фильмах 18-я вариация Рапсодии на тему Паганини звучит. Люди здесь, может, и не знают, что это музыка Рахманинова, но это наше самосознание, оно пропитано этой музыкой и этой божественной, уникальной щедростью эмоциональной, которая была только у Рахманинова», — сказал Орбелян.
По его словам, замысел состоял в том, чтобы дать артистам возможность выступить именно на той сцене, где выступал Рахманинов – в Карнеги-холл. «»Кроме того, я познакомился с потрясающим хором из черного университета Morgan State University. И полностью чернокожий хор поет отрывок из «Всенощного бдения» Рахманинова на русском языке», — отметил дирижер.
Как указал Орбелян, в честь 150-летия Рахманинова также планируется провести концерты в этом сезоне в Сан-Франциско, в Лос-Анжелесе, в Далласе, в Хьюстоне, в Бостоне, в Чикаго, в Вашингтоне.
Касаясь нынешнего кризиса в отношениях Россия и США, Орбелян выразил надежду, что классическая музыка поможет его преодолеть. «Потому что музыка – это международный, межнациональный и межконфессиональный язык. У музыки нет никаких преград. Музыка может помочь хотя бы изменить настроение», — поделился он. На месте его рождения живут медведи: мифы и новые факты о Рахманинове
«Например, мы делали концерты с военными песнями в 2005 году, к 60-летию окончания войны, с (оперным певцом, баритоном Дмитрием) Хворостовским. И мы этот концерт возили по всей Европе и по всей Америке, Мексике и Канаде. Было около 40 концертов с песнями военных лет. И все залы рыдали. Это было уникально. Эта эмоциональная составляющая была понятна людям сразу», — рассказал дирижер. «»И я надеюсь, что это сможет смягчить ту боль, которую люди переживают, и, может быть, это приведет к другому пониманию о том, какие ценности есть в мире. Культура будет жить всегда. Наши композиторы: Чайковский, Рахманинов, Скрябин, Мясковский – их никто не истребил и не уничтожил, и этого никогда не случится», — подчеркнул он.
Отвечая на вопрос о то, нет ли угрозы «отмены» русских композиторов, Орбелян сказал: «Нет. Никто их не отменяет».
В субботу артисты со всего мира исполнили в Нью-Йорке некоторые из наиболее известных произведений Рахманинова: прелюдии, этюды-картины и оригинальные транскрипции, а также более редкие вещи, такие как, в том числе, отрывок из «Всенощного бдения» в исполнении хора Государственного университета Моргана. Кроме того, прозвучали арии из опер «Алеко», «Франческа да Римини», «Скупой рыцарь».
Также в стенах Карнеги-холл прозвучали романсы, сольные фортепианные произведения и камерные произведения: Фортепианное трио № 1 соль минор с Аси Мататиас (скрипка), Кристиной Рейко Купер (виолончель) и Дмитрием Юдиным (фортепиано), а также Соната для виолончели и фортепиано в исполнении Купер и Юдина. Сопрано Сара Коберн также исполнила три романса Рахманинова.
В числе исполнителей были и музыканты из России.