В Европе предпочитают беспилотные автобусы, выяснили аналитики

Российская компания «Яндекс» сообщила в минувшую среду о запуске в тестовом режиме первых беспилотных такси в Москве, РИА Новости изучили, как обстоят дела с внедрением автономного транспорта в европейских странах.

До автономного такси там пока не дошли нигде, однако идут эксперименты с другими видами транспорта.

Смелость города берет

В Греции первый беспилотный микроавтобус начал курсировать еще в далеком 2015 году. Город Трикала стал единственными из пяти городов Европы, участвующих в эксперименте, чьи власти осмелились запустить такой автобус в городской среде. Микроавтобус на 10 человек был запрограммирован на движение по определенному маршруту в 9 километров через спутник GPS и развивал скорость 10-12 километров в час. Однако в конце 2015 года транспортное средство едва не попало в аварию, расследование показало сбой в системе из-за временной потери сигнала или смещения на несколько сантиметров.

Спустя пять лет муниципалитет решил вернуть беспилотные автобусы и в апреле 2023 года представил пилотный проект. Ожидается, что такой транспорт будет возить студентов кафедры физического воспитания и спортивных наук Фессалийского университета, курсантов школы унтер-офицеров и сотрудников муниципалитета Трикалы.

В Финляндии испытания автобусов-роботов также начались довольно рано — в 2016 году. Небольшие электробусы вместительностью буквально несколько человек передвигаются со скоростью около 15 километров в час, не имеют ни тормоза, ни акселератора, ни даже руля, а для его работы используются датчики и программное обеспечение. Всего в Финляндии более 100 различных компаний работает над программами автоматизации транспорта и его созданием.

Высокие амбиции

Во Франции беспилотные автобусы и такси — пока только мечты борцов за экологию. В 2021 году в департаменте Валь-де-Марн к югу от Парижа протестировали беспилотный автобус, однако он так и не был введен в эксплуатацию на постоянной основе. В небольших городках и коммунах на коротких маршрутах можно встретить микроавтобусы без водителей, но эти технологии пока далеки от полноценного общественного транспорта.

Однако в августе 2022 года власти законодательно разрешили использование самоуправляемых автомобилей без необходимости водителю держать руль, а недавно стало известно, что автономный автобус вскоре начнет перевозить пассажиров по маршруту в Парижском регионе.

Вместе с этим, несмотря на относительно медленный прогресс, во Франции уже звучали общения запустить к 2026 году первую в Европе линию из шести полностью автономных шаттлов, и даже сообщалось о планах внедрить к 2024 году летающее беспилотное такси.

Поздний старт

В Италии использование беспилотного автотранспорта находится на экспериментальной стадии, и подобные испытания начались только весной 2022 года. Такое отставание от других стран объясняется необходимостью внесения серьезных изменений в Кодекс дорожного движения. В настоящий момент в рамках тестового режима в Турине начали курсировать два самодвижущихся микроавтобуса по маршруту примерно в 5 километров. В Милане же год назад начался эксперимент с небольшим парком самодвижущихся роботов для доставки грузов.

Читать также:
"Десятки тысяч". В США раскрыли, с чем столкнулись ВСУ на передовой

Доверяй, но проверяй

В швейцарском кантоне Фрайбург тестирование двух автономных микроавтобусов началось в 2018 году. Они перевозят 11 пассажиров на короткое расстояние в 1300 метров, однако на борту необходимо присутствие специалиста для контроля технологии. В кантоне Вале с июня 2016 года также эксплуатируются два автономных автобуса.

Вместе с этим Швейцария ведет разработку автомобиля-грузчика, умеющего загружать и выгружать свой груз самостоятельно, однако для управления им по-прежнему необходим водитель-человек. Испытания обычного автономного автомобиля прошли в Цюрихе еще в мае 2015 года, но с тех пор никаких конкретных результатов достигнуто не было.

Похожая ситуация обстоит и в Великобритании, где в мае 2023 года между Эдинбургом и шотландским округом Файф начали курсировать пять автопилотных автобусов. На их борту также будет находиться водитель, который в случае необходимости возьмет на себя управление транспортным средством, и «капитан», который будет продавать билеты и оказывать поддержку пассажирам.

Вместе с этим британские власти стараются активно развивать сектор беспилотного транспорта и первыми в Европе одобрили в 2022 году использование на дорогах автомобилей с системой автономного вождения. Правительство также выделило 100 миллионов фунтов стерлингов для обеспечения крупного производства таких автомобилей.

Тише едешь — дальше будешь

В Германии тестовые запуски автономных автобусов проводятся стабильно уже на протяжении нескольких лет, однако точных сроков ввода в эксплуатацию таких технологий на постоянной основе пока нет. В частности, в Берлине и Карлсруэ на небольших расстояниях проходили испытания электробусы, а в Берлине и Гамбурге в тестовом режиме курсируют несколько беспилотных автомобилей с так называемыми телеводителями. Однако настоящее автономное такси появится в стране не ранее 2025 года. В Гамбурге планируется запуск службы развоза — микроавтобусов, забирающих по несколько человек, которым по пути. Введение подобных такси повсеместно будет возможно только в случае успеха проекта.

В Чехии же развитие беспилотных автомобилей находится пока на уровне подготовки законодательной базы и испытания отдельных компонентов, потому полностью автономных автомобилей на чешских дорогах пока нет.

В Польском Кракове в 2021 году испытали беспилотный трамвай. Он проехал немногим больше трех километров, и с тех пор проект не давал о себе знать.

В Австрии дело также ограничилось только испытаниями беспилотных электробусов в одном из крупных районов Вены, которые завершились в 2021 году. По окончании трехгодичного тестирования австрийская транспортная компания Wiener Linien отметила, что «путь к автономному вождению в местном общественном транспорте еще долог».