СМИ: сопровождение кораблями НАТО судов с зерном создаст риски для Турции

Сопровождение кораблями стран — членов НАТО судов с зерном в Черном море станет нарушением Конвенции Монтре, Турция окажется в «рискованной ситуации», пишет газета Milliyet. «

"Реализация такого шага будет означать нарушение Конвенции Монтре, а Турция может оказаться в "рискованной ситуации", если корабли НАТО пройдут через турецкие проливы и выйдут в Черное море", — говорится в публикации.

Бывший командующий войсками НАТО в Европе, отставной адмирал ВМС США Джеймс Ставридис ранее заявил, что США и страны альянса могут сопровождать грузовые суда и при наличии угрозы открывать огонь по кораблям российского флота. В то же время экс-посол Турции в России и бывший заместитель генсека НАТО Гусейн Дириез считает маловероятным реализацию этой идеи.

«Потому что президент США Джо Байден недавно заявил, что не хочет принимать в альянс страну, находящуюся в конфликте с Россией, и превращать ситуацию в конфликт НАТО — Россия. Поэтому я не думаю, что у этой идеи будет много сторонников», — приводит издание слова дипломата.

Читать также:
Georgian Airways расширила список рейсов из Москвы в Европу

Он добавил, что, «помимо членства в НАТО, Турция, как страна, реализующая режим доступа в Черное море через Конвенцию Монтре, должна и впредь действовать осторожно в этом отношении».

«Монтре должен неукоснительно выполняться. Зерновая сделка была осуществлена под руководством ООН, и ООН должна и впредь находиться в центре подобных шагов по деэскалации. Мандат НАТО заключается в охране и защите стран альянса. Я не думаю, что существует ситуация, которая укладывается в эти рамки», — добавил он.

Конвенцию Монтре приняли в 1936 году. Она сохраняет за торговыми судами свободу передвижения через проливы в мирное и военное время, но устанавливает различные режимы плавания. При этом документ ограничивает пребывание в Черном море военных кораблей нечерноморских государств тремя неделями.

В чрезвычайных ситуациях Турция может запретить или ограничить проход военных кораблей через Босфор и Дарданеллы. Согласно договору, Анкара имеет право взимать плату за маяки, эвакуацию и медицинское обслуживание с судов, проходящих через проливы.