Риски и новые возможности: что принесет 2021?

Какие прогнозы на грядущий год предлагают исследователи ведущих аналитических центров и обозреватели крупнейших мировых СМИ.

Опыт прошлого года подсказывает, что в нынешних условиях прогноз — слишком непредсказуемое дело, однако обозреватели крупнейших мировых медиа и аналитические центры предлагают свой взгляд на риски, возможности и тренды 2021-го

Конечно больше всего рисков, надежд и возможностей одновременно связывают с пандемией, которая все еще продлится в грядущем году.

Американский аналитический центр The Atlantic Council определил усиление кризиса, вызванного коронавирусной болезнью как риск №1 в следующем году. Аналитики считают, что кризис может усугубиться с высокой вероятностью, если процесс вакцинации все еще будет медленным, что очень возможно.

«Дистрибуция вакцин может столкнуться с неожиданными производственными и логистическими проблемами, что в свою очередь сдвинет сроки, когда основная масса населения может получить прививку», — прогнозируют в The Atlantic Council.

Кроме того, может повлиять и тот факт, что по опросам многие говорят, что не готовы вакцинироваться. Так, в США 42% населения утверждают, что не будут этого делать. Все это может снизить шансы остановить заражение до второй половины 2021 года. Из-за пандемии ограничения на путешествия наверняка продлятся еще добрую половину 2021 года. 30 января этого года ВОЗ объявила о «чрезвычайной ситуации, связанной с общественным здоровьем, имеющей международное значение (PHEIC)». Financial Times прогнозирует, что эта декларация ВОЗ не прекратит свое действие до конца 2021 года. The Economist топ трендом следующего года считает борьбу за вакцину и «вакцинную дипломатию». Если 2020 год сказался погоней за разработку препарата, то 2021 — будет годом борьбы за то, кто и когда ее получит.

Вторая топ-тема, риск и надежда одновременно — президентство Джо Байдена.

The Atlantic Council прогнозирует, что возможности следующего американского президента будут ограничены, особенно если республиканцы сохранят лидерство в Сенате. Кроме того, Дональд Трамп делает все на протяжении последних дней своего президентства, чтобы как можно больше усложнить работу преемника. Да, он готов продолжать продавать оружие Тайваню, что не нравится Китаю, предупреждает Иран про дополнительных санкциях и выводит США из договора про открытое небо. В то же время 70% республиканцев считают результаты президентских выборов сфальсифицированными.

Читайте также: Домашнее задание для нового президента США

Financial Times считает, что не все еще потеряно в возможностях Джо Байдена на посту президента. По мнению издания, у него будет достаточно свободы для действий во внешней политике, что делает возможным повторное присоединение к Парижскому соглашению об изменении климата, прекращение строительства стены на границе США и Мексики и созданию последовательной федеральной политики для борьбы с пандемией. The Economist считает, что для налаживания «нового мирового порядка» Джо Байден должен начать с Парижского соглашения по изменению климата и ядерной сделки с Ираном. Однако наследие Дональда Трампа будет сильно влиять на его президентство.

Борьба за экономическое восстановление – это еще один большой риск, который отмечают эксперты. The Atlantic Council прогнозирует, что большинство мира не сможет вернуться к тому уровню ВВП, который мы имели до начала 2020 года. Этого наиболее вероятно не произойдет даже в конце 2021-го. «Опять же, темные финансовые перспективы миллионов граждан, которые снизились как раз тогда, когда они начали вставать на ноги, могут привести к еще худшим долгосрочным политическим последствиям», — считают в этом аналитическом центре. Эксперты также предупреждают, что есть риск глобального финансового кризиса, в частности в странах с развивающимися экономиками (хотя и не такой высокий как проблема экономического восстановления). The Economist также отмечает неопределенность в отношении экономического восстановления в западных странах в своих прогнозах на следующий год.

Еще один экономический риск, который выделяет The Atlantic Council и который с высокой вероятностью может стать реальностью в 2021 – это конец роста среднего класса. За последние три десятка лет десятки миллионов людей на Земле преодолели бедность и превратились в полноценный средний класс. Эксперты предполагают, что впервые за последние полвека средний класс начнет уменьшаться, потенциально на 52 млн человек только в Латинской Америке. Кроме того, по прогнозу Всемирного банка до конца 2021 года дополнительно еще 150 млн человек окажутся за чертой бедности.

Читать также:
Россия выиграет от решения США вывести войска из Сирии

Читайте также: Космические амбиции Китая растут. Америка наблюдает на расстоянии

Усиление противостояния между США и Китаем также является одним из крупнейших рисков грядущего года. «Не ждите, что Джо Байден прекратит торговую войну с Китаем», — пишет The Economist. Издание прогнозирует, что следующий американский президент улучшит взаимоотношения с союзниками, чтобы сделать ее более эффективной. Financial Times прогнозирует, что во взаимоотношениях двух стран можно ожидать более примирительного тона, но это не повлияет на решение основных проблем. The Atlantic Council считает, что дополнительно существует риск столкновения между США и Китаем в отношении Тайваня. «Отрицательная динамика нарастает в течение последнего года«, — говорят эксперты Центра,» каждый шаг Соединенных Штатов по поддержке Тайваня – например, продажа оружия, официальные визиты высокого уровня и военные учения — заставляли Китай усилить давление на Тайвань в виде почти ежедневных вторжений с воздуха и моря», — говорят в американском аналитическом центре. Это все может закончиться тем, что Си Цзиньпин будет двигаться к объединению Тайваня с материковым Китаем. Любое же военное вмешательство США в этой ситуации повлечет лишь «откровенный конфликт между двумя сверхдержавами мира».

Риск, который уже испытывают на себе беднейшие страны и который, по прогнозу The Atlantic Council, продлится в следующем году – это крупнейший пищевой кризис за последние десятилетия. Через пандемию нарушились глобальные цепи поставок продуктов питания. Экономическая нужда населения умноженная на повышение цен на продукты питания, в связи с нарушением поставки продуктов, привела к тому, что увеличивается количество людей, которые не могут полноценно питаться. ООН прогнозирует, что от недоедания, связанного с экономическими последствиями пандемии, и связанных с ней заболеваний будет умирать больше людей, чем от коронавирусной болезни. Кроме того, недоедание в детском возрасте имеет последствия на всю жизнь, поэтому жертвы на самом деле больше, чем мы сможем посчитать.

Financial Times также рассмотрел перспективы некоторых стран на 2021 год.

Так, в Великобритании консерваторам во главе с Борисом Джонсоном не удастся восстановить четкое преимущество над лейбористами. Последние же, по опросам, будут иметь успех в каждой возрастной категории британских избирателей. Однако, полноценное преимущество над консерваторами им также не удастся получить. Лакмусовой бумажкой доверия должны стать местные выборы в мае.

26 сентября Германию ждут парламентские выборы. По всем опросам немецкие зеленые будут в правящей коалиции. Остается вопросом с кем? Однако Financial Times предсказывают, что их наиболее вероятными коллегами должны стать христианские демократы.

Брюсселю также не удастся вынести окончательное решение, относительно нарушения верховенства права в использовании средств ЕС. Пока что процедура требует дополнительного юридического и бюрократического согласования, а следовательно Венгрии, которая, очевидно, первой попадет под действие такого решения, в 2021 может вздохнуть с облегчением, а Виктору Орбану готовиться к выборам 2022 года.

Экономика Индии вернется к докризисному уровню. Несмотря на все печальные экономические прогнозы на следующий год, Financial Times считает, что индийской экономике удастся вернуться к тому уровню, на котором она была перед 2020 годом и даже вырасти на 10%. Правда этот рост будет сопровождаться значительным расслоением, когда крупные компании будут процветать за счет малого бизнеса.

Николас Мадуро, несмотря на то, что завел Венесуэлу в крупнейший экономический кризис в истории, будет оставаться президентом, а нынешний премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед Али, несмотря на все сложности, будет переизбран.