Поставки краба на внутренний рынок выросли на 20% по итогам 2024 года

Следите за нашими новостями в удобном формате Есть новость? Присылайте!

Поставки российского краба на внутренний рынок по итогам 2024 года выросли почти на 20%, примерно до 8 тыс. т, сообщили 3 января «Известиям» во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий (ВАРПЭ).

Частичная переориентация поставок российского краба на внутренний рынок связана с ростом спроса у массового потребителя. Краб перестает быть неизвестным и диковинным продуктом для аудитории с высоким уровнем достатка. По подсчетам NTech, уже за девять месяцев 2024 года продажи замороженных и охлажденных крабов выросли на 52% в натуральном выражении и на 112% в денежном, консервов и пресервов из этого вида — на 73 и 100% соответственно.

По словам президента ВАРПЭ Германа Зверева, в России хоть небольшими темпами, но формируется культура потребления краба. Это следствие совместных усилий рыбаков, ретейла и ресторанного сектора по популяризации краба, расширению ассортимента крабовой продукции.

«Еще пять-десять лет назад клешни, мясо краба можно было приобрести в магазинах премиальной розницы или в дорогих ресторанах, как правило расположенных в центральной части страны или регионах добычи. Он не был доступен массовому потребителю. Сегодня ситуация меняется: рестораторы, чтобы заменить импортные морские деликатесы, стали расширять меню блюд из краба, расширять закупки, фокусируя свое внимание не только на самом дорогом и редком камчатском крабе, но и на более доступных видах. Рыбаки же расширили линейку продукции для потребителя: теперь помимо привычных консервов в массмаркете и сетевой рознице появились клешни краба в разных вариациях, полуфабрикаты, готовые филе шоковой заморозки. Рыбаки совместно с ретейлом проводят дегустации и инвестируют в рекламу, рестораторы популяризируют культуру потребления клешней краба, а ретейлеры вкладываются в рекламу. Итог: россияне распробовали его», — пояснил Зверев.

«Спрос на интересные продукты растет в России вместе с доходами населения. Но краб остается узконишевым продуктом. Несмотря на то что он показывает двукратный рост продаж, доля замороженных крабов не превышает 0,01% от всей категории рыбной продукции в натуральном выражении, а консервов и пресервов и вовсе 0,003%, так что говорить о сформировавшемся внутреннем рынке краба именно в рознице пока рано. Но то, что продукт становится понятным и известным, очевидно», — сообщил «Известиям» директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов.

Читать также:
Карты «Мир» заработают в нескольких городах Никарагуа в 2025 году

Отмечается, что доля крабов незначительна и в промысле: на них приходится лишь 1,7% от всего объема добываемых в стране водных биоресурсов. Но они обеспечивали до 50% всего российского экспорта в денежном выражении, в первую очередь за счет стран Юго-Восточной Азии.

Россия же остается мировым лидером по добыче премиальных видов краба. Рыбопромышленники за девять месяцев 2024 года на 5,1%, до 32,1 тыс. т, нарастили поставки живого краба на азиатские рынки. Замороженного и консервированного же сократили на 7,7%, до 24,9 тыс. т.

«В России не развита культура потребления живых и охлажденных крабов, а вот к мороженым морепродуктам россияне привыкли. Отсюда и переориентация экспорта продукции», — объяснил Зверев.

«Замороженный краб популярнее в рознице, чем переработанный. Эта продукция и так находится в высоком ценовом сегменте, но замороженный стоит в среднем 1,6 тыс. рублей за 1 кг, в то время как 1 кг пресервов обойдется покупателям уже в 6,7 тыс. рублей. Несмотря на узконишевость и интерес к новойпродукции, такой ценник отпугивает значительную часть покупателей от приготовленной продукции», — считает Ардалионов.

Тенденция к увеличению поставок краба на внутренний рынок сохранится и в будущем году, прогнозирует Герман Зверев. Сейчас запасы краба находятся на высоком уровне. Например, на 2025 год на 2,4 тыс. т увеличен допустимый улов краба-стригуна-опилио.